четверг, 12 декабря 2013 г.

Чёрная метка

Помнится, обещала как-то рассказать про чёрную метку, полученную от своего уже пред-предыдущего менеджера.
Предшествовало этому "счастливому" событию в моей карьере несколько событий.
Для начала - предыстория. Жили мы дружили с Делойтом счастливо где-то пару месяцев (февраль-март). Делились с ними своими знаниями по деятельности компании, выносили рекомендации по подходу и прочим нюансам работы. Потом один проект закончился, и началась подготовка к следующей стадии. Эта подготовка совпала со сменой руководителя проекта со стороны Делойта (у них там были свои подковёрные игры и дама под именем Сук победила). Тут-то и началось всё веселье.
В первую очередь нам с Пат было сказано забыть обо всём: об прошлом опыте, о накопленных знаниях и (как во многих случаях получалось) про здравый смысл. Установка - учиться у Делойта. Команда Делойта на 90% состояла из вчерашних студентов, для которых работа с нами была их первым проектом. На нас им предстояло тренироваться и карабкаться в высь по карьерной лестнице. Каждой из нас был выделен напарник из Делойта. Официальная трактовка - таким образом эффективнее работать и обсуждать идеи. По факту это работало совсем другим образом: тебе выдаётся указание а-ля "переправить эту чёрточку на разрывистую линию". Утрирую, конечно, но смысл был практически таким. Никаких командных обсуждений. Мы видели, как они своей группкой собирались и обсуждали что-то, нам потом выдавали исключительно указания. 
Ну, нет команды - так нет. Соответственно, когда нам в мягко-ультимативной форме было предложено сменить график работы и подогнать его под Делойт (они работают с 9-ти), я отказалась, уточнив, что если вдруг нужно будет в какой-то из дней задержаться на встречу - без проблем. Переехать на постоянку к ним на нижний этаж никто из нас (а на тот момент нас было уже трое: Пат, Линда и я) тоже не согласился, правда, с 9-ти часов мы всё равно должны были спускаться вниз со своими ноутбуками. С людьми из других команд общались по-другому: мы слышали своими ушами, как у них просто уточняли их графики работы и говорили, что будут под них подстраиваться.
Они постоянно просили нас присылать им информацию о наших отпусках и обновлять график планируемого присутствия. Мы это аккуратно выполняли. Но, как выяснилось, на наши имейлы/графики никто никогда не смотрел: меня завтра не будет в офисе, но при этом мне выдаётся под конец сегодняшнего дня задача со сроком исполнения завтра. Мой ответ всегда был стандартным: "Напоминаю, что у меня завтра - выходной. Соответственно, перенесите, пожалуйста, сроки". Я адекватно отношусь к необходимости задержаться/поработать сверхурочно, когда это необходимо. Меня даже просить об этом не надо - сама не уйду с работы, пока не сделаю. Но отменять свой выходной из-за чьего-то кривого планирования - нет уж, дело принципа. Линда рассказывала комичный случай, когда она в течение недели напоминала о своём отпуске, выслала два имейла с напоминанием, и утром в аэропорту получила звонок на мобильный: "А ты когда сегодня будешь в офисе?".
Напряжение нарастало постепенно. Первый раз меня прорвало, когда на встрече всей проектной группы перед светлыми лицами бизнес-спонсоров было заявлено, что мы (Пат, Линда и я) должны будем завтра внести изменения во все процессы. А что конкретно и какие требования - нам тоже разъяснят завтра. Диаграмм по этим процессам - до фига, ранее этим же днём мы получили имейл с этим заданием "пойди туда, не знаю куда, измени то, не знаю что". Мы написали запрос, какие конкретно моменты нам нужно разъяснить, чтобы выполнить задание, в ответ - тишина. Поэтому, когда я опять услышала про эту задачу, с объявленным для всех сроком исполнения - завтра, но без разъяснений - не сдержалась. Ляпнула: "Нет, знаете... если я что-то подобное должна сделать завтра, то требования мне нужно знать сегодня". Ответ: "Ой, ну, если вдруг выяснится, что вам нужно больше времени - мы сдвинем сроки, ничего страшного".
Итог: я - грубиянка. Но... Делойт определяется с тем, что всё-таки они от нас хотят, 2 дня, плюс ещё три дня у нас занимает выполнение этой задачи. Подобный срок был изначально понятен нам, но Делойт либо совсем не мог реально оценить ни свои трудозатраты на постановку задачи, ни наши на её выполнение, либо... хотел просто нас подставить.
Договорись с Делойтом о стандартах моделирования. Поскольку компания ориентируется на лучшие практики в области, я разработала шаблон для Visio на основе BPMN. Какие-то элементы всё равно пришлось вводить в обход стандарта, но где можно было - я использовала объекты из BPMN. Через пару месяцев обнаруживаем на диаграммах, предоставленных на рассмотрение ключевым людям из бизнеса, подмену некоторых объектов. Спрашиваем, в чём дело. Ответ Делойта: "ну, мы подумали и решили, что так нагляднее". Моя ответная реплика: "Мы утвердили стандарт моделирования. Для обозначения этого типа деятельности есть стандартный элемент. Замена его графического объекта и выделение "сереньким" - недопустима. Ибо этот стандарт мы будем использовать во всех остальных наших проектах и там это выделение абсолютно ни к чему. Мы считаем, что наш персонал должен привыкнуть к одному стандарту отображения". Последняя реплика Делойта: "Ой, а это стандартный элемент?  Он именно так в BPMN отображается? А мы думали, это вы придумали". К моему руководству эта ситуация ушла как моя очередная грубость.
Потом была ещё пара каких-то мелочей, плюс я перестала поддерживать не относящиеся к работе разговоры.
Мы пытались разговаривать со своим менеджером и донести до него нелепость того, что мы делаем и как. 5 месяцев мы занимались постоянной переделкой одних и тех же документов, разрабатывая множественные версии на случаи: а вот если Даниэла скажет "А" - это будет этот вариант, а вот если она скажет "Б" - этот. Вместо того, чтобы выяснить "А" это или "Б" перед началом работ. Ответ был один: "Я понимаю, что у вас опыт. Но... я хочу, чтобы вы учились у Делойта".
Пат попала под обстрел позже, но ей тоже досталось. Не верила она мне, что Сук доносит всё под своим соусом нашему менеджеру, пока та не подставила её в совершенно невинной ситуации. Пат нужно было идти на встречу по проблеме, с которой к ней обратился бизнес. В это же время Делойт назначил свою встречу. Пат уточнила, ничего, если она не придёт на Делойтовскую встречу? Сук ответила, что всё в порядке, другая встреча важнее. А сама потом пошла к нашему менеджеру и заявила, что Пат наплевать на проблемы проекта и она предпочитает расставлять приоритеты для своей деятельности самостоятельно, не принимая в расчёт официальные приоритеты. Менеджер Пат слушать не стал (да Пат и не собиралась оправдываться), высказал ей, что она не командный игрок, и так не пойдёт. Эти и другие бездарные менеджерские шаги привели к тому, что в августе Пат сломалась. Пошла к вышестоящему руководству, жаловаться не стала, просто попыталась объяснить, что она несколько высоковато квалифицирована для той работы, которую приходиться выполнять и, если она не нужна компании как высококвалифицированные специалист, то, быть может, лучше выплатить ей компенсационный пакет, отпустить с миром и найти кого-нибудь подешевле? На удивление, встреча с вышестоящим руководством прошла на волне взаимопонимания и ей пообещали компенсацию. Не буду вдаваться в подробности - компенсации она так и не получила, хотела было судиться (её случай попадал под т.н. constructive dismissal), но потом в жизни появились проблемы поважнее, и она не стала.
Через пару дней после того, как Пат официально распрощалась с компанией, у меня состоялась встреча с менеджером. На встрече мне было заявлено, что, несмотря на предыдущее предупреждение быть вежливее, я продолжаю грубить Делойту. В связи с этим мне вручается официальное уведомление о том, что со мной будет проводиться воспитательная работа и, если улучшений не будет, то меры могут быть приняты вплоть до увольнения. Сохраняю лицо и хладнокровие, отвечаю на всё "ок". Менеджер выглядит удивлённым. Видимо, ожидал либо бурного возмущения, либо слёз. Вышла... понимаю, что видеть это лицо и слушать одни и те же заученные речи на каждой встрече (видимо, какие памятки в HR выдали - такие и заучил) больше не могу. День перед отпуском (через неделю) будет, очевидно, моим последним днём работы тут.
На следующий день после обеда я встречаю на стоянке своего менеджера. Вернее, я иду от машины по направлению к входу, а он - от входа к своей машине. Явно видит меня, отворачивает голову и идёт своим путём. "Ну и фиг с тобой",  - подумала я. " Не хочешь здороваться - не надо". Прихожу на рабочее место и читаю сообщение от коллеги с просьбой срочно подняться на какую-то встречу. С ужасом перебирая в голове грешки последних дней, раздумывая секунд 30 на тему того, стоит ли с собой брать сумку, поднимаюсь в переговорную. А там - собрание всех архитекторов (всей команды Ричарда - "талантливого" менеджера), на котором нам объявляют, что с текущего момента Ричард больше не работает в компании, как и один из архитекторов.
Вечером долго думаю над тем, сказать или нет новому менеджеру про "чёрную метку". Принимаю решение сказать: Сук всё равно донесёт, и, ушла ли бумага или нет в HR, всё равно всплывёт. Пусть лучше от меня узнает. Встретились потом, поговорили... я всё рассказала. Анита (новый менеджер) предложила начать всё с чистого листа. Конечно, я не возражала. Она потом разобралась, что Ричард успел всё-таки отправить бумажку в HR, попросила их убрать это оттуда. Потом Сук ещё месяц пыталась на меня "капать" уже моему новому руководству. Анита устала это слушать и поставила Сук на место: в ответ на постоянные стенания последней, что "Инна не страдает избытком энтузиазма в отношении работы над проектом" парировала, что сложно ожидать от человека подобной квалификации дикого восторга по поводу работы явно ниже её уровня. И вызволила меня из рабства, переключив на другую работу.
В этот момент терпение по поводу Делойта и организации работ кончилось и у бизнеса. И они накатали какую-то свою жалобу. Причём одну из "катавших" попросили высказываться поделикатнее, она возмущалась: "С какой стати я должна выражать это деликатнее?". Видимо, по итогам этой жалобы Сук сняли с нашего проекта. Тандем Сук-Ричард окончательно покинул компанию. 
Некоторое время спустя у меня опять появился новый менеджер. Сейчас, когда идёт период подведения итогов, и мы с ней обсуждаем отзывы о моей работе от коллег, с которыми мне в этом году довелось работать, и я смотрю на её старания задокументировать все мои лучшие достижения - я понимаю, как это всё-таки важно, иметь хотя бы вменяемого менеджера. Мне в моей 13-ти летней трудовой практике везло: Ричард был вторым из противоположной категории. И, хотя первой даме это было простительно (как мы потом все позднее выяснили, она страдала психическим заболеванием, которое некоторое время успешно скрывала), то Ричард-то был в здравом уме. Наверняка он был хорошим специалистом, но не каждый же может быть хорошим менеджером. Как позднее выяснилось, все архитекторы в той или иной мере стали жертвами непрофессионального управления (не понимали, что от них хотят, не получали никакой поддержки, и т.п.).  Надеюсь, наши с Ричардом пути больше нигде не пересекутся.

P.S. Пат расстроилась, что у неё не хватило терпения на пару недель дождаться знаменательного момента увольнения Ричарда (кто ж знал). Но... что сделано - то сделано.





4 комментария:

  1. Вот мне оттого и не нравятся большие корпорации, что там вот эти корпоративные отношения - вместо собственно работы идёт перекладывание бумажек взад-вперёд плюс закулисные игры. Там либо пытаешься бороться за эффективность процесса и нарываешься на неприятности, либо деградируешь профессионально и через N лет ни на что, кроме работы в данном конкретном болоте, уже и не способен.

    В такой ситуации спасаться бегством или превратиться в овоща (в профессиональном смысле) - других альтернатив я для себя не нашёл...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот я и пытаюсь спастись бегством, правда, в гораздо более крупную корпорацию. Проверка референсов прошла, остался background and security check. Но для себя сделала вывод: лояльность и совесть надо кидать в топку, когда складываются такие условия. Думать надо о себе. Начинается подобная ерунда - бежать без сожалений.

      Удалить
  2. Инна, нет слов...

    "Сук" - говорящая фамилия!..

    Почему только ты уверена, что Ричард - в здравом уме? :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это имечко такое у дамы примечательное. Добавляя каждый раз в уме "а", я отмечала про себя, что оно ей очень подходит :).
      Про Ричарда - есть люди, которых очень заносит при продвижении по карьерной лестнице. Беда, когда у этих людей ещё и за плечами нет соответствующего опыта: свой непрофессионализм они пытаются скрыть за поведением а-ля "я начальник - ты дурак" и давят на подчинённых с высоты своей позиции. Так и Ричард. У меня сложилось стойкое впечатление, что он никогда не сталкивался до этого с управлением людьми, иначе я многие его фразы и поступки просто объяснить не могу. И заученные из каких-то руководств фразы, повторявшиеся слово в слово при каждой встрече скороговоркой и с закатыванием глаз к потолку, о многом говорят. Не все хорошие специалисты могут быть хорошими менеджерами. Таких, как Ричард, на мой взгляд, просто надо держать от людей подальше. Ну не его это :).

      Удалить