среда, 28 ноября 2012 г.

Центральная Америка. День четвёртый - Сальвадорская мафия

После природных красот национального парка Cerro Verde нашим следующим пунктом было болото Bahia de Jiquilisco. А болото не простое, а мангровое. Если верить тому, что мы прочитали, то нашему взору должно было предстать весьма живописное зрелище, а если прибавить к этому ещё и возможность лицезреть на ближайших островах морских черепашек и прочую живность - поездка явно стоила того. Опять-таки из прочитанного в интернете было ясно, что люди добираются в этот уникальный природный заповедник из населённого пункта под названием Puerto el Triunfo. В навигационной программе этого пункта не было, поэтому ориентировались на Usulután и бумажные карты.

Изначально план был ехать через столицу - San Salvador. Но уже в дороге решили съехать вниз к побережью не доезжая столицы, сэкономив тем самым себе нервы (подозреваю, движеньице в столице Сальвадора было ещё веселее, чем в столице Гватемалы :) ). Первую остановку по пути сделали в La Libertad, поскольку дорога буквально упиралась в Тихий океан: ну как тут не зайти, не познакомиться? Город La Libertad, если верить Lonely Planet, один из тех, что с лихвой оправдывает тёмную репутацию: наркотики, грабежи и прочие прелести... в общем, всё то, с чем вы боялись встретиться в отпуске, можно найти в этом чУдном городе. Но, т.к. мы были там днём и всего 5 минут, ни с чем подобным не встретились. Впрочем, желания задержаться подольше там не возникло: грязный рынок, неприглядный пляж и совсем не красивый океан не располагали к длительному знакомству.
Что хотел сказать водитель автобуса, разместив подобное на заднем стекле, не знаю... То ли иллюстрация к тому, как себя должен ощущать среднестатистический пассажир в сальвадорском автобусе, то ли просто демонстрация глубокой веры - не буду гадать, но подобные наклейки встречались на каждом шагу:
Сальвадорская дорога полна сюрпризов... то транспортные средства без поворотников:
То почти горизонтально растущие над дорогой деревья:
Почти свернув на нужный нам поворот (а там был большой транспорант с туристической информацией), водитель со штурманом решили схитрить и поехать по пути, который им показался более коротким. Теоретически они были правы, но на практике мы заехали в какую-то совсем непонятную глушь, где, по-моему, не ступала нога ни одного нормального туриста. Покружив с полчаса по узеньким и грязненьким улицам, начали приставать к местному населению. Нас куда-то посылали, мы куда-то ехали, приезжали "в никуда", опять спрашивали, нас опять посылали... Пока где-то уже чуть ли не среди полей один пожилой дяденька, объяснявший нам с помощью жестов, как нам проехать в очередное "никуда", не попытался нам ещё что-то объяснить... Из его объяснений каким-то шестым чувством в голове засветился краткий перевод сказанного: "А на фига вам туда ехать, если там ничего нет?". Растерявшись и сказав очередное "спасибо", решаем вернуться обратно на большую дорогу и попытаться разыскать туристические указатели. Первый мы нашли (мы его изначально проехали, повернув дальше на короткую дорогу): но на нём ничего, кроме описания вышеперечисленных прелестей (мангры, черепашки), телефона и надписи Puerto el Triunfo, не было. Дальше - опять заезд в этот населённый пункт,  кружение по непонятным улочкам и допросы местного населения. В итоге остановились где-то поблизости к центру, и в одной из местных лавочек, где оказались визитки какого-то туристического агенства, нам попытались помочь. Девушка со своего мобильного позвонила по телефону, указанному на визитке, и передала телефон нам. Разговор состоялся приблизительно следующий: "Чего вы хотите?" "Хотим увидеть мангровые болота и черепашек" "Вы хотите выехать в море?" "Если за черепашками и манграми нужно куда-то выезжать на лодках - да, именно это мы и хотим" "Ок, сейчас за вами приедет человечек и отвезёт, куда надо". Передали трубку отзывчивой девушке, и та объяснила, где искать любопытных туристов. Пока ждали проводника, наблюдали любопытную сцену. Напротив в переходе была какая-то торговая лавочка-развал, подъезжают к ней трое на велосипедах, останавливаются. Продавец при этом сразу куда-то метнулась за каким-то свёртком. Отдала мОлодцу, раскланялась. Двое других при этом сидели с каменными лицами на своих великах. Забрав свёрток, мОлодцы двинулись дальше. Как поняли, в середине был биг-босс, со златой цепью на шее :). Может, мы и ошибаемся, но, кажется, наблюдали процесс отъема денег местной крышей.
Где-то минут через сорок нас "нашли": приехал сильно потеющий человек на велике, ни слова не говорящий по-английски. Как нам объяснила та же девушка (которая одалживала нам свой мобильник), этот человек должен показать нам дорогу. Ок, стрёмно  как-то, но решили рискнуть. Как выяснилось, когда мы заблуждались в первый раз, люди всё-таки посылали нас в правильном направлении: но кто бы мог подумать, что, свернув на одну из мночисленных дорожек посреди чистого поля, мы в итоге можем доехать к пункту назначения: явно туристическое место с громко орущей музыкой, кафешками и шлагбаумом с охраной для отъема денег. Заплатили $5, выходим из машины, а там нас уже встречает ещё пара сальвадорских молодцов. "Всё", - говорят, - "Вы приехали: вот тут - кафе, там - ресторан, там - можно заночевать... развлекайтесь". Мы: "А черепашки где?" Нам в ответ: "Всё, что есть - перед вами. На сколько оставаться будете?" Поизучив валяющиеся в информационном бюро брошюрки "ни о чём" и недолго совещаясь, выдали ответ а-ля: "Спасибо, нам этого ненадобно. Мы лучше уж дальше куда-нибудь поедем". "Ну, дело ваше... но вот Паоло (или как там его, нашего "проводника", звали) вам надо отвезти обратно и денег ему дать, он с вами время потерял", - молвят мОлодцы в ответ. Долго материмся между собой... посовещавшись, решаем следующее: надо поесть здесь, а то ещё неизвестно, когда доберёмся до следующей точки, поэтому ребята едут отвозить Паоло и возвращаются обратно, а мы с Катей заказываем поесть и ждём их. Пока мы заканчивали наше совещание, мОлодцы постоянно подсовывали нам мобильники с англоговорящими людьми на другом конце провода, и пытались нам навязать различные услуги, от которых мы еле успевали отказываться.
Пока мы с Катей ждали наших мужей в кафе, к счастью, к нам никто не подходил. Но, стоило ребятам вернуться, опять бесконечные мобильные трубки и предложения. Апофеоз нас ждал, когда мы уже поужинали и ожидали счёт. Подошёл какой-то говорящий по-английски сальвадорец (он был один из тех, которые нам мобильники периодически протягивали) с не говорящим по-английски сальвадорцем, которого мы вообще впервые видели...
- Вот, это Фернандо (условно, не помню я, конечно, имён). Вы ему денег должны. Он вас сюда довёз, потратил время и бензин.
- Эммм... сюда наз довёл Паоло, которого мы привезли на своей машине, заплатили ему денег и уже отвезли на своей же машине обратно.
Переводчик совещается с Фернандо. Попытка №2.
- Вы заказывали ночёвку на острове и такси туда, сейчас отказываетесь. Платите неустойку.
- Когда нам по приезду сюда предложили поехать в гостиницу на острове, мы сразу отказались.
Опять совещаются... Попытка №3.
- Фернандо позвонили, сказали ехать за вами, он потратил деньги на топливо для лодки, платите.
Становится ясно, что что бы мы не сказали в ответ, за что деньги платить - всегда найдётся. Вадим решает договариваться (Шурик перед началом занимательной беседы удалился покурить, так что мы отбивались втроём). С нас просят что-то в районе 40 долларов. Катя возмущается и требует вызвать полицию. Вадим чётко понимает, что надо всё-таки договариваться: озвучивает планку в $10 долларов и ни центом больше. После десятой итерации: "40-10-40-10-30-10-20-10", Фернандо с презрением соглашается, хватает свою десятку и удаляется. За ним удаляются ещё пара человек, сидевших в глубине кафе. Подозреваем, что, если бы мы не согласились заплатить, вполне возможно, минимум неприятностей, который бы нас ждал - это проколотые шины.
В общем, ну их этих черепашек... в болото, поехали дальше.
А вот и эти сказочные мангровые достопримечательности:
Эх, мужик, который нас отговаривал ехать и говорил, что там ничего нет... как же ты был прав! Мораль: учите испанский, пригодится.

P.S. Не пользуйтесь услугами Tour Operador Bahia de Jiquilisco - Fernando Rodriguez Propietario (7623-2742; 7380-8109, Terminal Turistica El Malecon) - сплошной развод!

1. Какой ужас! Я бы от такой наглости и развода на деньги ошалела! Да уж...
    Я, кстати, если никак не могу добраться куда-то обычно решаю что "не судьба" и "значит оно мне не надо" и бросаю эту затею. Иногда потом жалею, но по бОльшей части на самом деле оказывается, что и не стоило усилий...

1. Я во многих случаях так же решаю, но у нас накануне был бездарный день, так что хотелось всё-таки что-то посмотреть. Ну и плюс тут надо делать скидку на то, что в целом по Центральной Америке проблема с указателями (и не только), так что если не пытаться что-то найти, можно просто прокатиться по Панамериканскому шоссе, никуда не сворачивая :).