суббота, 16 ноября 2013 г.

Святая Мария на земле гуронов

Нести цивилизацию в Северную Америку европейцы пытались разными путями, в том числе, и с помощью религии. Не буду вдаваться в подробности, а также приводить свои мысли по этому поводу, но управлять дикарями-индейцами куда сложнее, чем сплочённой паствой – так что какое-то разумное зерно в этом было. Основными носителями Слова Божьего в Новый Свет были иезуиты. Попытки основать католические миссии во французской колонии предпринимались неоднократно с 1611 года, но все они терпели поражение. Сначала – просто гуроны ещё не совсем созрели для просвещения, потом – помешало вторжение англичан, потом ещё что-то, пока в 1639 году не была создана миссия «Святая Мария среди гуронов» под чутким руководством Жана де Бребёфа (между прочим, этот католический святой, замученный до смерти ирокезами, считается одним из покровителей Канады).
В сотрудничестве с французскими энтузиастами-мирянами, братья иезуиты возвели поселение, в котором были бараки, церковь, мастерские, жилые помещения  и крытое помещение для посетителей из первых наций. Конечно, неотъемлемым атрибутом любого поселения в те времена был ещё и высокий забор – наверное, это первое, что возводили жители.

Население миссии было представлено французами, за исключением одного итальянца-священника. Как следовало ожидать – никаких женщин. Гуронов в миссию влекло, скорее всего, изначально просто любопытство. Именно для таких любопытствующих и возводились специальные гостевые помещения. 

Аналогичное помещение существовало и для гуронов-христиан.
Помимо иезуитов, среди постоянных жителей миссии встречались также т.н. «светские братья» - принявшие на себя не все обеты, яростные католики и опытные ремесленники; «дающие» - принявшие на себя обязательства по помощи иезуитам в их миссионерских делах; «вовлеченные» - помощники по строительству, по истечению двух лет могли принять на себя обет «дающих»; и солдаты, сопровождавшие каноэ на пути в миссию и остающиеся на постой до весны. Последних иезуиты сначала недолюбливали, опасаясь, что не совсем приличное поведение может привить неправильные представления о правильном образе жизни гуронам. Как ни странно, солдаты не давали повода к себе придраться, и иезуиты расслабились.
К 1648 году в миссии была сосредоточена целая одна пятая населения всей Новой Франции! Правда, в цифрах это было… всего 66 человек-французов. Благодаря упорному труду и полной отдачи своему делу, члены миссии сделали почти невозможное: это поселение, находящееся в 1200 км от Квебека, было практически самодостаточным. Братья иезуиты посылали во Францию подробные годовые отчёты о своей деятельности на территории Новой Франции, подобные документы – основной источник информации о жизни в те времена.
Судя по всему, кукуруза была не просто царицей полей, а основным источником пропитания: сырая, сушёная, копчёная, объеденная - этому продукту в любом виде находили применение.

Но на одной кукурузе всю суровую канадскую зиму не проживёшь, поэтому выращивали всё, что могли:

Инструменты делали из всего. К примеру, тяпки - из костей:
И, конечно же, содержали домашний скот в загончиках:
Обстановка в жилых помещениях весьма неприхотлива. Самая суровая - у братьев-иезуитов: крохотная келья без окон. Впрочем, такая клетушка, видимо, позволяла почувствовать себя в уединении и сосредоточиться на молитвах.
У остальных - с бОльшим элементом комфорта, хоть какой-то простор. Хотя после дня ударного труда, по-моему, заснуть можно было и просто на полу где угодно.
 


В миссии были и часовня, и церковь.


Помимо того, что иезуиты пытались обучать гуронов, у самих гуронов тоже было много чему поучиться. И ещё неизвестно, выжили бы европейцы на Новой Земле без помощи первых наций. Что есть, когда сажать, как хранить, как плести каноэ - не так то всё это просто.









«Святая Мария» просуществовала на территории гуронов в течение 10 лет до 1649 года, когда значительно участились нападения ирокезов. Члены миссии вынуждены были сжечь свои дома и покинуть обжитую территорию. Сначала они предприняли попытку основать новую миссию на острове Св. Иосифа (на настоящий момент – Христианский остров). На остров вместе с ними прибыли тысячи гуронов. Понятно, что заранее никто не продумал необходимость запастись запасами на такое огромное количество людей. После ужасной зимы, голода и постоянных атак со стороны ирокезов иезуиты и значительная часть гуронов приняли решение вернуться в Квебек. Впрочем, перемена места не сильно спасала их от нападений ирокезов.
В 1654 году иезуиты переключили своё внимание с гуронов на недавних врагов. Несмотря на непростые взаимоотношения, деятельность иезуитской миссии среди ирокезов закончилась только в 1708 году.
Заброшенная миссия просуществовала в нетронутом (если так можно выразиться о сожжённой почти дотла деревне) виде три столетия, пока невероятными усилиями археологов и историков её не восстановили в первозданном виде. Впрочем, о назначении некоторых архитектурных элементов до сих пор нет однозначного мнения – выбирайте более близкую вам версию. Как, к примеру, вот этот канал: непонятно, использовали ли его для каноэ или для чего-то другого: 


«Святая Мария» - самое первое европейское поселение на территории современного Онтарио. Этот музей – бесценный кладезь информации как для любителей сравнительно молодой истории освоения территории современной Канады, так и для интересующихся взаимоотношениями между французами и нацией Вендат (или гуронами, как их назвали французы). Кроме того, это ещё и просто очень живописное и своеобразное место.  


Из интересного в окрестностях: Discovery Harbour и Храм Великомученников, о котором я писала два года назад.
В качестве бонуса за поездку - приветствие на родном языке:

Комментариев нет:

Отправить комментарий