Нести цивилизацию в Северную Америку европейцы пытались разными
путями, в том числе, и с помощью религии. Не буду вдаваться в подробности, а
также приводить свои мысли по этому поводу, но управлять дикарями-индейцами
куда сложнее, чем сплочённой паствой – так что какое-то разумное зерно в этом
было. Основными носителями Слова Божьего в Новый Свет были иезуиты. Попытки основать
католические миссии во французской колонии предпринимались неоднократно с 1611
года, но все они терпели поражение. Сначала – просто гуроны ещё не совсем созрели
для просвещения, потом – помешало вторжение англичан, потом ещё что-то, пока в
1639 году не была создана миссия «Святая Мария среди гуронов» под чутким
руководством Жана де Бребёфа (между прочим, этот католический святой,
замученный до смерти ирокезами, считается одним из покровителей Канады).
В сотрудничестве с французскими энтузиастами-мирянами, братья иезуиты
возвели поселение, в котором были бараки, церковь, мастерские, жилые помещения и крытое помещение для посетителей из первых
наций. Конечно, неотъемлемым атрибутом любого поселения в те времена был ещё и
высокий забор – наверное, это первое, что возводили жители.
Население миссии было представлено французами, за исключением одного
итальянца-священника. Как следовало ожидать – никаких женщин. Гуронов в миссию
влекло, скорее всего, изначально просто любопытство. Именно для таких
любопытствующих и возводились специальные гостевые помещения.
Аналогичное помещение существовало и для гуронов-христиан.
Помимо иезуитов, среди
постоянных жителей миссии встречались также т.н. «светские братья» - принявшие
на себя не все обеты, яростные католики и опытные ремесленники; «дающие» -
принявшие на себя обязательства по помощи иезуитам в их миссионерских делах; «вовлеченные»
- помощники по строительству, по истечению двух лет могли принять на себя обет «дающих»;
и солдаты, сопровождавшие каноэ на пути в миссию и остающиеся на постой до
весны. Последних иезуиты сначала недолюбливали, опасаясь, что не совсем
приличное поведение может привить неправильные представления о правильном
образе жизни гуронам. Как ни странно, солдаты не давали повода к себе
придраться, и иезуиты расслабились.
К 1648 году в миссии была сосредоточена целая одна пятая населения всей
Новой Франции! Правда, в цифрах это было… всего 66 человек-французов. Благодаря
упорному труду и полной отдачи своему делу, члены миссии сделали почти
невозможное: это поселение, находящееся в 1200 км от Квебека, было практически
самодостаточным. Братья иезуиты посылали во Францию подробные годовые отчёты о
своей деятельности на территории Новой Франции, подобные документы – основной источник
информации о жизни в те времена.
Судя по всему, кукуруза была не просто царицей полей, а основным источником пропитания: сырая, сушёная, копчёная, объеденная - этому продукту в любом виде находили применение.
Но на одной кукурузе всю суровую канадскую зиму не проживёшь, поэтому выращивали всё, что могли:
Инструменты делали из всего. К примеру, тяпки - из костей:
И, конечно же, содержали домашний скот в загончиках:
Обстановка в жилых помещениях весьма неприхотлива. Самая суровая - у братьев-иезуитов: крохотная келья без окон. Впрочем, такая клетушка, видимо, позволяла почувствовать себя в уединении и сосредоточиться на молитвах.
У остальных - с бОльшим элементом комфорта, хоть какой-то простор. Хотя после дня ударного труда, по-моему, заснуть можно было и просто на полу где угодно.
В миссии были и часовня, и церковь.
Помимо того, что иезуиты пытались обучать гуронов, у самих гуронов тоже было много чему поучиться. И ещё неизвестно, выжили бы европейцы на Новой Земле без помощи первых наций. Что есть, когда сажать, как хранить, как плести каноэ - не так то всё это просто.
«Святая Мария» просуществовала на территории
гуронов в течение 10 лет до 1649 года, когда значительно участились нападения
ирокезов. Члены миссии вынуждены были сжечь свои дома и покинуть обжитую
территорию. Сначала они предприняли попытку основать новую миссию на острове
Св. Иосифа (на настоящий момент – Христианский остров). На остров вместе с ними
прибыли тысячи гуронов. Понятно, что заранее никто не продумал необходимость
запастись запасами на такое огромное количество людей. После ужасной зимы,
голода и постоянных атак со стороны ирокезов иезуиты и значительная часть гуронов
приняли решение вернуться в Квебек. Впрочем, перемена места не сильно спасала их от нападений ирокезов.
В 1654 году иезуиты переключили своё внимание с гуронов на недавних врагов.
Несмотря на непростые взаимоотношения, деятельность иезуитской миссии среди
ирокезов закончилась только в 1708 году.
Заброшенная миссия просуществовала в нетронутом (если так можно выразиться
о сожжённой почти дотла деревне) виде три столетия, пока невероятными усилиями
археологов и историков её не восстановили в первозданном виде. Впрочем, о
назначении некоторых архитектурных элементов до сих пор нет однозначного мнения
– выбирайте более близкую вам версию. Как, к примеру, вот этот канал: непонятно, использовали ли его для каноэ или для чего-то другого:
«Святая Мария» - самое первое европейское
поселение на территории современного Онтарио. Этот музей – бесценный кладезь
информации как для любителей сравнительно молодой истории освоения территории
современной Канады, так и для интересующихся взаимоотношениями между французами
и нацией Вендат (или гуронами, как их назвали французы). Кроме того, это ещё и просто
очень живописное и своеобразное место.
Из интересного в окрестностях: Discovery Harbour и Храм Великомученников, о котором я писала два года назад.
В качестве бонуса за поездку - приветствие на родном языке:
Комментариев нет:
Отправить комментарий