Торонто, Май 2019
Иногда что-то хорошее хочется продлить: посмотреть ещё одну серию, скушать ещё одно пирожное… Или сходить на ещё одну экскурсию с классным гидом. Именно так и случилось со мной в тот день, когда я решила поработать полдня из нашей глобальной штаб-квартиры, и взяла полдня в счёт отпуска погулять по Торонто и освежить свои воспоминания по истории города.
Первая экскурсия мне очень понравилась (Old Town Toronto History Tours), и, поскольку я всё равно хотела погулять ещё по городу, я присоединилась к следующей экскурсии с тем же гидом (Aaron — Tour Guys, этого конкретного гида очень рекомендую). Тематика — Граффити.
Как оказалось (вполне возможно, что когда-то я была в курсе, но подзабыла уже ), в те времена, когда мэром Торонто был скандально известный Роб Форд, он решил облагородить внешний вид онтарийской столицы и объявил войну с граффити. Мэр даже самолично на камеру помыл одну стенку. В ответ на чей-то вопрос: «А ведь граффити — это же тоже в своём роде искусство?», Роб категорично заявил, что это чёрт знает что, а не искусство. И пообещал стереть со всех стен это безобразие в кратчайшие сроки. Но одноразовой чисткой это всё не ограничилось, конечно. Владелец здания, на котором по какой-то причине обнаружено какое-либо граффити, обязан был избавиться от уродующего облик города предмета на своих стенах в кратчайшие сроки и заплатить городу штраф.
А вот теперь представьте себя на месте ни в чём не повинного владельца здания, стена которого приглянулась «уличному вандалу», и вы за его бесчинства вынуждены расставаться с крупными суммами денег в пользу городской казны «просто потому что».
И владельцы коммерческих зданий и кондо нашли отличный выход: они стали приглашать мастеров граффити разукрасить стены зданий, платили им официально за это и, когда городские чиновники прибегали с попытками вручить штрафные бумажки, их ждало разочарование: это вам не какое-то беспризорное граффити, это коммерческий заказ, вот квитанции и договор на обслуживание (да, граффити надо обновлять время от времени), так что — отвалите.
В общем, и мэр спустя какое-то время понял, что не так-то просто с этим бороться и… отдал на расстерзание уличному искусству целую аллею, которая теперь так и называется — Аллея Граффити. Так что это редкий случай, когда в результате борьбы с каким-то явлением рождается что-то прекрасное: почти 1 км великолепных граффити от весьма известных (и не очень) мастеров этого всё-таки искусства.
Что я узнала про граффити от гида? Есть несколько видов граффити (о чём, собственно, наверняка можно догадаться, просто посмотрев на расписанные стены или вагоны метро (не торонтуйского… нью-йоркского, к примеру), и есть определённый кодекс, которому мастера граффити следуют (правда, есть те, кто его игнорирует — но это уже изгои в той среде).
Самое безобразное (на мой взгляд) — это тэги. Одно дело, когда тэг добавлен к более сложному виду граффити художником в виде идентификатора (своего рода подпись), другое — когда это представляет собой отдельный элемент. Тэг — самый лёгкий в исполнении вид граффити, обычно одноцветный. Считается очень грубым помещать свои тэги поверх другого тэга и (в особенности) более высокого уровня граффити.
Throw-up — более замысловатый тэг, два или более цвета и буквы несколько «дутые».
Blockbuster — вариация throw-up, представленная менее дутыми буквами. Часто для этого вида граффити используют ролики для ускорения процесса (как можно догадаться, подобное приходится наносить на стены в достаточно короткие сроки, пока не поймали).
Не нашла в своих фото blockbuster, надпись справа — может, и относится к этому стилю? А может, и нет…
Wildstyle — практически ни одну из этих надписей я не смогла расшифровать, так как они состоят из хитросплетений стрелок, зигзагов и других вычурных элементов, сплетающихся друг с другом в манере, весьма затрудняющей традиционное восприятие :).
Piece — это то, на что я обычно заглядываюсь на улочках Монреаля периодически. Это полноценные картины на тему, волнующую художника, представленные в абсолютно различном стиле (можно встретить и классицизм, и мультяшный стиль и множество других).
Аллея Граффити — это весьма популярная туристическая достопримечательность Торонто. Вполне логично, что и городские власти, осознав всё-таки этот факт и приняв граффити как искусство, решили использовать его во благо. К примеру, показать гостям города, что такое Канада:
Целое здание на тему «Жизнь в Торонто»:
Pieces, отображающие взгляд на современность, пропагандирующие определённые ценности, созданные в память о погибших друзьях и просто так:
Было там, наверное, что-то ещё в плане стилистики, но мне запомнились эти основные виды граффити.
Все красивые виды граффити, как правило, коммерческий заказ, и владелец здания обычно заключает с художником договор, включающий в себя «поддерживание» предмета искусства в приличном виде, ибо… как только он начинает ветшать — другие художники (в том числе те, которые умеют рисовать только безобразные тэги) уже получают моральное право размещать что-то своё «поверх оригинала».
Можно задаться вопросом, зачем вообще нужно платить кому-то за граффити? Потому что лучше разместить на своих стенах что-то красивое или даже пропогандирующее ваши основные идеи, чем однажды обнаружить здание покрытым тэгами и создающим криминальный или бомжеватый образ, отпугивающий респектабельную публику. Либо… тратиться на почти ежедневную помывку стен, как делает один госпиталь в районе, подверженному стихийному нападению уличных художников.
Мир, в котором мы живём:
Uber 5000 — очень известный канадский граффити-художник. Везде, где вы видите эту чУдную жёлтую птичку — это его фирменные творения:
Ну и какой же пост без котиков:
Комментариев нет:
Отправить комментарий