Мне казалось, что за почти 9 лет проживания в нашем трёхгородье я посетила все мало-мальски интересные музеи. Оказалось — нет. Сегодня после прогулки, прежде чем поехать домой, я открыла Tripadvisor посмотреть, чем славится город Кембридж и увидела Музей Истории Моды. На Гугле у него был достаточно хороший рейтинг — так что почему бы и не заглянуть?
Музей оказался маленьким, но достаточно интересным. Я совсем не пожалела, что дала небольшой крюк.
Почти до конца декабря там проходит выставка «От кутюр и Французская индустрия моды». Было интересно не только полюбоваться на платья и костюмы, но также и почитать про то, как развивалась индустрия моды во Франции и как она оказывала влияние на моду во всём мире. Комментарии далее — по материалам музея.
Началось перерождение Франции, как законодательницы моды, во времена Короля-Солнца. Солнышко решило, что хватить кормить иностранных производителей платьев и панталон, надо искать отечественные аналоги. Король сказал — король сделал: через двадцать лет французские текстильная и ювелирная промышленности превратились в законодателей на своих рынках. А Версаль превратился в своеобразный подиум, где модели всех размеров и возрастов демонстрировали лучшие произведения местных кутюрье.
После Короля-Солнца при его приемнике гонка за самым-самым в области моды при дворе поглотила аристократию, и, наряду с другими накатившими проблемами, подвела страну к Революции.
Мода сумела приспособиться к новым условиям: за счёт создания здорового баланса между стилем, новизной и креативом она нашла своего последователя в рядах сформировавшейся буржуазии.
Удивительно наблюдать, насколько сильно порой меняется мода с веками и взглядами, и как то, во что мы одеты, может влиять на наше поведение и манеры. К примеру, взять вот это платьишко для игры в теннис… крики и стоны Маши Шараповой на корте вполне гармонируют с её современным одеянием, а вот интересно, как поменялась бы манера её игры в таком наряде?
Задолго до того, как Китай додумался копировать всё и всех, французские кутюрье тоже страдали от желающих воспроизвести их гениальные шедевры и продавать более широкому потребителю. Бороться приходилось путём создания новых стилей и мелочей, по которым сразу можно было определить — вещь из старой коллекции или новой. Впрочем, некоторые модные дома позволяли иностранным производителям копировать свои модели официально. Одно время даже показ для иностранных клиентов производился перед тем, как модель выпускали на местный рынок. В таких условиях, как можно догадаться, происходила утечка информации и конкуренты успевали производить порой более дешёвые копии даже до показа оригинала (столько сотен лет прошло, а ситуация не изменилась :) ).
В попытке защититься от недобросовестной конкуренции некоторые кутюрье пытались даже официально «застолбить» права на свой дизайн. Ряд судебных исков в этой связи привёл к появлению закона в 1909 году, защищающий права создателя дизайна в течение 5 лет за приличную плату. А там и синдикат образовался, объединяющий приличных парижских кутюрье. Члены Палаты подгоняли свои шедевры под мерки известных в обществе дам, которые, наряду с обладанием симпатичного платьишка от известного кутюрье, обеспечивали тому рекламу. Дамы стали известны в те времена как Les élégantes.
В двадцатых-тридцатых годах прошлого века французские дизайнеры доминировали на рынке моды. Одновременно с этим мода «шла в массы»: одежда стала производиться не только для особых случаев (дипломатический приём или званая вечеринка у премьер-министра), но и для менее праздных поводов.
Меняется и упрощается дизайн, что сводит сложность задачи копирования к минимуму, и иностранные покупатели в лице представителей зарубежных торговых центров Европы и Америки скупают вещи «от кутюр» прямо в момент схода оных с иглы швеи. Были всякие пути сэкономить на пошлинах, но после кризиса 1929 американские закупки французской одежды сократились на треть. Потом — протекционистские пошлины, и т.п…. всё это привело к т.н. Французскому кризису в начале 30-х годов, и цены на дизайн от кутюр значительно упали, чтоб хоть как-то вернуть себе зарубежный рынок.
Во время Второй Мировой Войны многие кутюрье позакрывали свои бизнесы до начала оккупации. Индустрия моды обеспечивала работой многих французов, и представитель синдиката кутюрье, Люсьен Лелонг, был весьма озабочен возможными последствиями оккупации — люди, потерявшие работу в индустрии моды, вынуждены были бы пойти работать в сектора, создающие товары для войны. Когда до Люсьена донесли решение Рейха перенести индустрию от кутюр в Берлин и Вену, Люсьен успешно отстоял французскую базу. Кутюрье вели себя тише воды, ниже травы… но продолжали своё дело в условиях жёсткого регулирования. Хотя… когда в 1942 выпуск журнала моды Фигаро дошёл до Лондона, местные модные критики были в шоке от широкополых шляп, роскошных юбок, ведь на создание подобного наверняка ушло больше ткани, чем дозволялось другим странам. После окончания войны в адрес Люсьена были выдвинуты обвинения в сотрудничестве с фашистскими властями. Но, с учётом его заслуг по защите культурного наследия Франции (а мода от кутюр таковой и является), а также сохранения рабочих мест для тысяч французов в обмен на минимальное сотрудничество с оккупантами, все обвинения были сняты.
В музее также небольшой уголок (совсем небольшой) отведён под выставку изделий из кожи. Наиболее запомнившиеся экспонаты:
Сотрудники музея — удивительно радушные и приятные люди, так что к выставке прилагается ещё и возможность поболтать с хорошими людьми. Всё это — за скромные 5 долларов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий