вторник, 28 апреля 2015 г.

Куда уходят кошки

Ровно две недели назад не стало замечательного существа, порой радовавшего нас до слёз умиления, порой поражавшего своими попытками найти с нами общий язык (какие хитрости она придумывала, чтобы объяснить, что от нас хочет), а порой и выводившего из себя криками "Подъём, все быстро меня кормить" в 3 часа утра. 
Я подобрала это чудо 17 лет назад ещё в России. 
За полтора года до этого у меня убили кошку. Мама пошла в магазин, Нюся за ней выскочила. Спохватились часа через полтора, искали часов 5. Нашли в подвале убитую (причём за час до этого подвал проверяли). Я не хотела кошек больше никогда.

Однажды поздно вечером услышала громкое мяукание в подъезде. Полчаса, час - оно не прекращается. Открываю дверь, зову "кис-кис-кис", и вижу бегущее по лестнице совершенно очаровательное пушистое трёхцветное создание. На бездомную - совсем не похожа, но вроде ни у кого в нашем подъезде такой не было? Ну, заходи - приглашаю войти. Она - зашла. Что делать с ней - не знаю, дома и поесть-то ей даже нечего дать. Наложила миску сметаны и пошла спать, утром разберусь. Киса попыталась залезть ко мне в постель - я просто сказала: "Нельзя". Хотите верьте, хотите -нет, но с тех пор всегда, когда хотела запрыгнуть на кровать, спрашивала разрешения ("Мяу?" И ждёт, пока ей по кровати похлопают, мол, запрыгивай).
Утром её раздирало выйти на улицу. "Ну ладно", - подумала я. "Не хочешь со мной жить - проваливай". Через несколько часов раздаётся звонок в дверь: "Ваша кошка?" "Хм... наверное, уже моя".
От улицы так и не удалось отучить. Правда, была у неё странность: выходила в подъезд и орала там. Так что как-то меня предупредили, что если будет орать - мало ли что. Пришлось терпеть её концерты дома. А она тем временем значительно за несколько недель поправилась. Я надеялась, что просто "раздобрела" на домашних харчах, ан нет... Через некоторое время я стала хозяйкой не только приблудной кошки, но ещё и шестерых котят ("Боже мой, что я с ними буду делать?"). Но как-то всё утряслось, всех котят раздала, даже двух экспортировала в Польшу (персиковые такие, жутко симпатишные).
Кошку на улицу по-прежнему не выпускаю, но уже весна на улице - держу дверь то на балконе, то на лоджии открытой (2-ой этаж). В один день раздаётся звонок в дверь, открываю - на пороге сидит моя кошка. Блин, как я умудрилась её выпустить? Другой день - тоже самое. Ну не выпускала я её! Мистика... 
Потом кошка стала жить с моей мамой, и я забыла про эту загадку. Года через полтора мы с Шуриком переехали в эту квартиру. И Шурик разгадал тайну: он лично видел, как кошка сбегала по вертикальной стене вниз и уже ближе к земле отталкивалась от стены и прыгала на землю. Жаль, заснять ни разу не удалось - был бы полный успех на Youtube.



Время шло, она продолжала чудить. Только её вымоешь/вычистишь (пушистая же), а она отпросится на улицу (с балкона - на козырёк над подъездом, потом по решётке у соседей вниз, также самостоятельно в обратном порядке - домой), найдёт самое пыльное место и давай валяться. Нам так и не удалось её никак назвать, ни на что не откликалась. В итоге я потом стала её звать Нырнявка (она разговор обычно начинала с "нырняв?"), а мама - Мохнатая (по внешнему облику).



Прошло 8 лет с момента, как я её приютила. Мама принесла домой крохотного котёнка, кто-то подбросил её в подъезд. Судя по всему, возраст в районе месяца где-то, плюс дикая, всего боится. Показали старожилке - она, вроде, была не против (другого котёнка некоторое время назад отвергла напрочь, только занесли домой - она сразу на дыбы, мы выпустили его обратно), но и особой любовью не воспылала. Так в нашем доме появилась Кракозябра. 
Странно, но они за столько лет так и не подружились, лишь иногда делили место под солнцем:

И в то время, когда мы жили в России, и когда позднее мама привезла Нырнявку в Канаду, они друг друга большую часть времени тихо игнорировали. Иногда (редко) играли, когда мы ещё жили в квартире, но с момента переезда в дом - полный взаимный игнор.
Честно говоря, когда мы уезжали в Канаду, я не рассчитывала больше увидеть Нырнявку (на тот момент она с нами уже прожила 12 лет, а на момент "усыновления", со слов ветеринара, ей было в районе 5-7 лет, так что к 2010 году ей было приблизительно 17 лет в лучшем случае).
Мы изначально планировали, что как только мама станет приезжать надолго, мы заберём и Нырнявку, если та доживёт. Я была очень рада её увидеть вновь в 2011 году.


Мама побыла у нас тогда полгода и уехала в Россию почти на 5 месяцев. Говорят, у кошек короткая память и они быстро всё забывают. Вы бы видели, как Нырнявка смотрела на маму, когда та вернулась. Словно не верила своим глазам: "Это ты? Это правда ты? Ты вернулась?" И в этот же день переехала жить из нашей спальни обратно к маме.
Как ни крутись, но годы берут своё, и Нырнявчик начала сдавать. Появились проблемы со здоровьем, срочные поездки к ветеринару, артрит (эту зиму мы делали ей грелки постоянно). И, если раньше мы видели, как она стареет с годами, то за последний год эти темпы усилились, и изменения уже видны были месяц за месяцем, день за днём.

В последний месяц сильно поменялись привычки, и то, как она просила себя пожалеть (зайдёт ко мне в кабинет, позовёт к своей любимой стойке в маминой спальне, заберётся на неё и просит её погладить).
Когда я уехала в отпуск в Сан-Франциско три недели назад, ничего не предвещало беды. Хотя, как я говорила, каждый день, что она жива и резво бегает - это чудо. По возвращению домой она даже не спустилась меня встретить, и не отреагировала на меня, когда я её нашла и погладила. Но на следующий день она вроде бы "взбодрилась". Посовещавшись, решили не тащить её в клинику, при её возрасте и паническом страхе перед клиниками/ветеринарами...
Мама улетела в Россию в пятницу. В субботу Нырнявчик ещё спустилась в три утра за своей едой (я всё равно ту неделю страдала бессонницей). Я с утра проехалась по магазинам, накупила её любимых консервов и любимой рыбы. Но консервы она есть совсем не стала, зато с удовольствием покушала рыбки и... удалилась в шкаф, забившись в угол. На новоселье у друзей я не находила себе места, посидели пару часов, прибежала домой - она всё в таком же состоянии. На следующий день - отказалась от еды, но пила много воды (из шкафа не выходила). В понедельник... к вечеру я вытащила на дом ветеринара. После осмотра: это или отказ внутренних органов (что в этом возрасте - 22-24 года - не редкость) - можно потащить в госпиталь, сделать анализы, но... анализы показывают проблему, когда органы уже практически "готовы", можно попытаться продлить жизнь, но спасти уже нельзя. Или... можем попробовать укол антибиотиков и обезболивающее с противовоспалительным эффектом (у неё, судя по всему, ещё и сильно обострился артрит). Если есть шанс - пробуем. На 12 часов малышке стало лучше. Но... потом стало хуже. Во вторник - ещё хуже... Она мучилась от болей даже на обезболивающем, которое можно было давать ещё лишь день. Среда - внеплановый вызов ветеринара, осмотр - вердикт неутешительный. Она по-прежнему сама не ест и не пьёт (я кормила/поила через шприц, работала из дома, чтоб за ней ухаживать), прячется в шкафу, отчётливо прощупываются почки... Можно отвезти в госпиталь, прочистить кровь/органы и т.п. - может, это даст ей неделю, может - месяц, а может - и ни дня... Я никогда не могла себе представить, что мне придётся принимать подобное решение. Как с этим дальше жить - не знаю..
Моей малышки больше нет. Прости и прощай.


11 комментариев:

  1. Трогательное описание :(
    Сорри :(

    ОтветитьУдалить
  2. Соболезную......:(

    ОтветитьУдалить
  3. Как жалко.
    Но 22-24 года - это очень много!!! Обычно намного меньше, а британцы вообще до 10 не дотягивают! Вот у моей подружки Барсику было всего 8 лет, и заболевание у него было генетическое (поликистоз почек, страдают чистопопородные британцы и персы)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у папы этого Барсика была совсем короткая жизнь - всего 5 лет.

      Удалить
    2. Да с одной стороны - вроде да, понимаешь, что очень много прожила. Можно было бы посадить на капельницу и т.п. - ну а кошке-то от этого какая радость?
      А с другой стороны - что-то хорошее из своей жизни очень сложно отпускать. Цепляешься за любые возможности, а когда не получается удержать - начинаешь себя корить за то, что что-то не сделал или, возможно, не так сделал, но это уже другая история...

      Удалить
  4. У меня кошамбра первая прожила, кажется, 17 лет - с моих восьми лет - доживала у мамы, у первого бывшего была аллергия на кошек. Как же тяжело, когда они уходят! У моей был рак, маме пришлось усыплять, когда стало ясно, что всё, одни мучения впереди. Мне кажется, когда кроме боли в перспективе ничего не остаётся, что зверухе, что человеку лучше уходить, чем продлевать агонию. Ты всё правильно решила, хотя и нелегко это.
    Соболезную от всей души!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)...
      Да, разумом - понимаю, что, скорее всего, это было единственно разумное решение в данной ситуации, а на уровне эмоций - пока нет...

      Удалить
  5. Инна, только сейчас прочитала... Очень соболезную!! Бедняжка. Но она прожила у тебя долгую и счастливую жизнь!

    ОтветитьУдалить