воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Монреаль: Часовня Notre-Dame-de-Bon-Secours

Базилика Notre-Dame, конечно, великолепна. Но Часовня Notre-Dame-de-Bon-Secours мне понравилась больше. И не в последнюю очередь из-за вот этой таблички: 
Хочешь - фотографируй, не хочешь - не фотографируй, и не забывай делиться фотографиями на страничках в Фейсбуке и Фликре. Молодцы!

четверг, 26 декабря 2013 г.

Подарки от Санты

До Нового Года ещё неделя, так что работает пока только Санта. Надеюсь, от Деда Мороза ещё чего-нибудь перепадёт...
Как правильно заметила подруга, когда я жаловалась на то, что мне конфет от Санта Клауса не досталось, он просто решил, что у меня "слипнется".
Первый подарок. Шурик успешно сдал тест на знание английского языка. Если б вы знали, чего мне стоило его на этот экзамен записать и сколько пришлось уговаривать, то поняли бы, что подарок именно мне :). Теперь осталось заставить фотографии сделать - и можно наконец-то подать его заявление на канадское гражданство (своё я отправила ещё в июне).
Второй подарок. Новая работа. На текущей последний день - 3 января, выхожу на новое место 13-го. К Шуркиной радости, переезжать никуда не пришлось, до моего нового места работы - 20 минут пешком. Моё непосредственное и вышестоящее руководство в отпусках, так что мой имейл прочитают после Нового года, за день до моего последнего рабочего дня. В понедельник заняло некоторое время разобраться, кому в такой ситуации нести официальную бумажку - нашла ответственного, бюрократическая машина запущена. С одной стороны - я как-то неудобно себя чувствую, что вот так вот ставлю их перед фактом. Они в последнее время стараются, создают для меня возможности по мере своих возможностей. А с другой стороны - думать надо о себе в такой ситуации. 
Кстати, о мечтах (т.к. время сейчас такое, все строят планы). Точнее надо быть в формулировках. Я вот (не помню уже, писала или нет... повторюсь), когда первый раз попала в Берлин, бродила по его улочкам и мечтала про себя: "Хочу жить в Берлине". Ну и что? Живу в городе, который был когда-то Берлином. Да, на другом континенте, и уже почти век как называется не Берлин, а Китченер... Но с формальной точки зрения - не придерёшься, мечта сбылась.

Уроки криворукого менеджмента

Ломаете голову, как отбить мотивацию у сотрудников? Легко! Пара уроков от моего бывшего менеджера Ричарда.
Вариант 1. 
Ежегодная встреча по вопросу индексации заработной платы.
- У меня тут официальное письмо. Тут написано, что я ценю твой вклад в общее дело и всё такое. На самом деле, ты же понимаешь, что я ничего оценить не могу, т.к. я стал твоим менеджером совсем недавно. Но бумагу я тебе обязан зачитать (читает скороговоркой)... Вопросы есть?
- Нет, нет вопросов
- Ок, если что - я всегда готов прийти на помощь.
Вариант 2.
Изменение оргструктуры, волна сокращений. Бумажки об изменении должности вручили под традиционное зачитывание писем скороговоркой. Встречаемся некоторое время спустя.
- Ну, всё хорошо, тебя что-то беспокоит?
- Как бы да. Вот тут в новых бумажках написано, что у меня compa-ratio (это коэффициент, в наших краях - отношение зарплаты к средней по GTA по аналогичной должности) составляет ХХ%. 
- Ну, и что с этим не так? Ты же понимаешь, что мы не пересматривали и не будем пересматривать зарплату в ближайшее время. Поэтому compa-ratio рассчитывался исходя из текущей зарплаты на момент изменения оргструктуры.
- В плане денег у меня претензий нет, у меня претензии к тому, к какой категории меня причислили...
- А там расшифровка есть? И что там написано?
- Там написано, что это "новички в области и те, эффективность работы которых на относительно низком уровне" (ну или как-то так). Компания на самом деле считает, что эта классификация применима ко мне?
- У тебя нет никакого повода для беспокойства. Я просто не буду многого от тебя ожидать и требовать. Теперь всё нормально?
Вариант 3. 
Сотрудник блестяще (по отзывам бизнес-заказчика) выполнил свою работу. Благодарность ему выразил и бизнес-заказчик (вице-президент, между прочим), и куча других людей, кому это благодарственное письмо было разослано в копии. Ни в коем случае не говорите сотруднику, что он молодец. Просто проигнорируйте этот факт, молча...
Мелочи.
Напомню про мантру "Забудьте про всё и учитесь у Делойта" - писала уже неоднократно.

воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Ниагара зимой

Не самое комфортное место для прогулок, я вам скажу. Тем не менее - это ещё не повод туда не ездить. Хотя лучше всё-таки избегать первых сильных снегопадов, а не как мы... 

Очень порадовал отель Niagara Falls Marriot Fallsview Hotel&Spa, буквально всем: проживание у нас было по групону (со всякими ваучерами на ужин), номер - отличный, вид - тоже отличный, если б ещё не снегопад - было бы просто супер. 
Плюс, хоть и приехали мы задолго до официального времени регистрации (у нас был забронирован винно-пивной тур на 10 утра), нам нашли свободный номер и заселили в девять утра.

суббота, 21 декабря 2013 г.

Mistletoe Magic Show

Вернулись только что с Mistletoe Magic Show. Честно говоря, основное шоу этого заведения - Oh Canada Eh?, - на котором мы были этой весной, нам понравилось больше: задорнее, веселее и интереснее. Не было той волшебной рождественской атмосферы, которой ожидалось. Или просто мы этим духом как-то не прониклись. Или всему виной дождь и мрачная погода?

среда, 18 декабря 2013 г.

Меня обидел Санта Клаус

Вчера по офису ходил Санта Клаус, поздравлял всех с наступающим Рождеством и раздавал конфеты. А ко мне - не зашёл. Я понимаю, что между мной и проходом стоит один пустой одноместный "кюбикл", но заглянуть и проверить, есть там кто или нет, можно было? 
Надеюсь, обошёл он меня потому, что для меня у него припасён более ценный подарок, чем конфета :).

Проверка российского образования

Получила сегодня имейл из компании, которая заказала на меня проверку моей подноготной третьей компании: "Испытывают трудности с подтверждением Вашего образования и просят прислать точное наименование, контакты, адрес. Ну и копию диплома/транскрипт неплохо бы приложить". Разыскала контакты за 5 минут, разыскала отсканированные диплом и транскрипт, отослала.
Ну где ж им, бедным, догадаться, что человек, получивший диплом, выданный Московским Государственным Университетом Экономики, Статистики и Информатики, обучался в Институте Магистерской Подготовки МЭСИ, который сменил имя и нынче обзывается Школа Бизнеса МЭСИ :).
P.S. Жду ещё сюрпризов, вспоминая, во скольких российских юридических лицах я проработала вместо трёх (фактических), указанных в резюме...

пятница, 13 декабря 2013 г.

Монреаль: Place d'Armes

Сердцем старого Монреаля является площадь под названием Place d'Armes - с неё и началась наша прогулка. Я хорошо помнила это место со своей зимней командировки, ровно как и улочки старого Монреаля. Однозначно ранней осенью это смотрится на порядок приятнее и интереснее. Особенно при свете дня (зимой у меня была возможностью прогуляться только вечером, после длинного рабочего дня).
Площадь, помимо того, что она окружена рядом интересных зданий, примечательна тем, что является вторым старейшим публичным местом в Монреале - основана в 1693 году. Здание Семинарии Saint-Sulpice, расположенное на площади - самое старое здание Монреаля, дожившее до наших дней. Впервые было возведено в 1684, с тех пор - неоднократно перестраивалось. Утверждается, что сады при семинарии - самые старые на континенте.

Мимоходом по Москве

Месяц назад меня внезапно посетила идея слетать в Москву. Не то чтобы мне очень туда надо было, но нужно было сделать кое-какие дела, которые висели в моём To-do списке не то чтобы тяжёлым грузом, но очень хотелось их зачеркнуть и перенести в колонку "Выполнено".
Для начала нужно было мне получить от мамы доверенность на управление её счётом в банке. Я как-то на ночь глядя поменяла пароль (ещё бы, Шурик рядом постоянно скакал: "Смени пароль, смени пароль"). Записать - не записала, но помню чётко мысль "Ну, эту-то комбинацию я не забуду". Просыпаюсь на утро (накануне трезвая была, вы не подумайте) - пароль, который я помню, не подходит! Сколько я всяких возможных комбинаций за год перебрала - не счесть, никак не взламывается :(. А восстановить пароль в этом банке можно либо явившись лично, либо заслав кого-то по доверенности. Кое-как записались в Консульство, оформили.
Из отпуска у меня оставалось всего три дня (да и честно говоря, не хотелось на эту поездку тратить больше). Поэтому план визита в Москву был весьма экстремальный:

четверг, 12 декабря 2013 г.

Чёрная метка

Помнится, обещала как-то рассказать про чёрную метку, полученную от своего уже пред-предыдущего менеджера.
Предшествовало этому "счастливому" событию в моей карьере несколько событий.
Для начала - предыстория. Жили мы дружили с Делойтом счастливо где-то пару месяцев (февраль-март). Делились с ними своими знаниями по деятельности компании, выносили рекомендации по подходу и прочим нюансам работы. Потом один проект закончился, и началась подготовка к следующей стадии. Эта подготовка совпала со сменой руководителя проекта со стороны Делойта (у них там были свои подковёрные игры и дама под именем Сук победила). Тут-то и началось всё веселье.
В первую очередь нам с Пат было сказано забыть обо всём: об прошлом опыте, о накопленных знаниях и (как во многих случаях получалось) про здравый смысл. Установка - учиться у Делойта. Команда Делойта на 90% состояла из вчерашних студентов, для которых работа с нами была их первым проектом. На нас им предстояло тренироваться и карабкаться в высь по карьерной лестнице. Каждой из нас был выделен напарник из Делойта. Официальная трактовка - таким образом эффективнее работать и обсуждать идеи. По факту это работало совсем другим образом: тебе выдаётся указание а-ля "переправить эту чёрточку на разрывистую линию". Утрирую, конечно, но смысл был практически таким. Никаких командных обсуждений. Мы видели, как они своей группкой собирались и обсуждали что-то, нам потом выдавали исключительно указания. 
Ну, нет команды - так нет. Соответственно, когда нам в мягко-ультимативной форме было предложено сменить график работы и подогнать его под Делойт (они работают с 9-ти), я отказалась, уточнив, что если вдруг нужно будет в какой-то из дней задержаться на встречу - без проблем. Переехать на постоянку к ним на нижний этаж никто из нас (а на тот момент нас было уже трое: Пат, Линда и я) тоже не согласился, правда, с 9-ти часов мы всё равно должны были спускаться вниз со своими ноутбуками. С людьми из других команд общались по-другому: мы слышали своими ушами, как у них просто уточняли их графики работы и говорили, что будут под них подстраиваться.
Они постоянно просили нас присылать им информацию о наших отпусках и обновлять график планируемого присутствия. Мы это аккуратно выполняли. Но, как выяснилось, на наши имейлы/графики никто никогда не смотрел: меня завтра не будет в офисе, но при этом мне выдаётся под конец сегодняшнего дня задача со сроком исполнения завтра. Мой ответ всегда был стандартным: "Напоминаю, что у меня завтра - выходной. Соответственно, перенесите, пожалуйста, сроки". Я адекватно отношусь к необходимости задержаться/поработать сверхурочно, когда это необходимо. Меня даже просить об этом не надо - сама не уйду с работы, пока не сделаю. Но отменять свой выходной из-за чьего-то кривого планирования - нет уж, дело принципа. Линда рассказывала комичный случай, когда она в течение недели напоминала о своём отпуске, выслала два имейла с напоминанием, и утром в аэропорту получила звонок на мобильный: "А ты когда сегодня будешь в офисе?".
Напряжение нарастало постепенно. Первый раз меня прорвало, когда на встрече всей проектной группы перед светлыми лицами бизнес-спонсоров было заявлено, что мы (Пат, Линда и я) должны будем завтра внести изменения во все процессы. А что конкретно и какие требования - нам тоже разъяснят завтра. Диаграмм по этим процессам - до фига, ранее этим же днём мы получили имейл с этим заданием "пойди туда, не знаю куда, измени то, не знаю что". Мы написали запрос, какие конкретно моменты нам нужно разъяснить, чтобы выполнить задание, в ответ - тишина. Поэтому, когда я опять услышала про эту задачу, с объявленным для всех сроком исполнения - завтра, но без разъяснений - не сдержалась. Ляпнула: "Нет, знаете... если я что-то подобное должна сделать завтра, то требования мне нужно знать сегодня". Ответ: "Ой, ну, если вдруг выяснится, что вам нужно больше времени - мы сдвинем сроки, ничего страшного".
Итог: я - грубиянка. Но... Делойт определяется с тем, что всё-таки они от нас хотят, 2 дня, плюс ещё три дня у нас занимает выполнение этой задачи. Подобный срок был изначально понятен нам, но Делойт либо совсем не мог реально оценить ни свои трудозатраты на постановку задачи, ни наши на её выполнение, либо... хотел просто нас подставить.
Договорись с Делойтом о стандартах моделирования. Поскольку компания ориентируется на лучшие практики в области, я разработала шаблон для Visio на основе BPMN. Какие-то элементы всё равно пришлось вводить в обход стандарта, но где можно было - я использовала объекты из BPMN. Через пару месяцев обнаруживаем на диаграммах, предоставленных на рассмотрение ключевым людям из бизнеса, подмену некоторых объектов. Спрашиваем, в чём дело. Ответ Делойта: "ну, мы подумали и решили, что так нагляднее". Моя ответная реплика: "Мы утвердили стандарт моделирования. Для обозначения этого типа деятельности есть стандартный элемент. Замена его графического объекта и выделение "сереньким" - недопустима. Ибо этот стандарт мы будем использовать во всех остальных наших проектах и там это выделение абсолютно ни к чему. Мы считаем, что наш персонал должен привыкнуть к одному стандарту отображения". Последняя реплика Делойта: "Ой, а это стандартный элемент?  Он именно так в BPMN отображается? А мы думали, это вы придумали". К моему руководству эта ситуация ушла как моя очередная грубость.
Потом была ещё пара каких-то мелочей, плюс я перестала поддерживать не относящиеся к работе разговоры.
Мы пытались разговаривать со своим менеджером и донести до него нелепость того, что мы делаем и как. 5 месяцев мы занимались постоянной переделкой одних и тех же документов, разрабатывая множественные версии на случаи: а вот если Даниэла скажет "А" - это будет этот вариант, а вот если она скажет "Б" - этот. Вместо того, чтобы выяснить "А" это или "Б" перед началом работ. Ответ был один: "Я понимаю, что у вас опыт. Но... я хочу, чтобы вы учились у Делойта".
Пат попала под обстрел позже, но ей тоже досталось. Не верила она мне, что Сук доносит всё под своим соусом нашему менеджеру, пока та не подставила её в совершенно невинной ситуации. Пат нужно было идти на встречу по проблеме, с которой к ней обратился бизнес. В это же время Делойт назначил свою встречу. Пат уточнила, ничего, если она не придёт на Делойтовскую встречу? Сук ответила, что всё в порядке, другая встреча важнее. А сама потом пошла к нашему менеджеру и заявила, что Пат наплевать на проблемы проекта и она предпочитает расставлять приоритеты для своей деятельности самостоятельно, не принимая в расчёт официальные приоритеты. Менеджер Пат слушать не стал (да Пат и не собиралась оправдываться), высказал ей, что она не командный игрок, и так не пойдёт. Эти и другие бездарные менеджерские шаги привели к тому, что в августе Пат сломалась. Пошла к вышестоящему руководству, жаловаться не стала, просто попыталась объяснить, что она несколько высоковато квалифицирована для той работы, которую приходиться выполнять и, если она не нужна компании как высококвалифицированные специалист, то, быть может, лучше выплатить ей компенсационный пакет, отпустить с миром и найти кого-нибудь подешевле? На удивление, встреча с вышестоящим руководством прошла на волне взаимопонимания и ей пообещали компенсацию. Не буду вдаваться в подробности - компенсации она так и не получила, хотела было судиться (её случай попадал под т.н. constructive dismissal), но потом в жизни появились проблемы поважнее, и она не стала.
Через пару дней после того, как Пат официально распрощалась с компанией, у меня состоялась встреча с менеджером. На встрече мне было заявлено, что, несмотря на предыдущее предупреждение быть вежливее, я продолжаю грубить Делойту. В связи с этим мне вручается официальное уведомление о том, что со мной будет проводиться воспитательная работа и, если улучшений не будет, то меры могут быть приняты вплоть до увольнения. Сохраняю лицо и хладнокровие, отвечаю на всё "ок". Менеджер выглядит удивлённым. Видимо, ожидал либо бурного возмущения, либо слёз. Вышла... понимаю, что видеть это лицо и слушать одни и те же заученные речи на каждой встрече (видимо, какие памятки в HR выдали - такие и заучил) больше не могу. День перед отпуском (через неделю) будет, очевидно, моим последним днём работы тут.
На следующий день после обеда я встречаю на стоянке своего менеджера. Вернее, я иду от машины по направлению к входу, а он - от входа к своей машине. Явно видит меня, отворачивает голову и идёт своим путём. "Ну и фиг с тобой",  - подумала я. " Не хочешь здороваться - не надо". Прихожу на рабочее место и читаю сообщение от коллеги с просьбой срочно подняться на какую-то встречу. С ужасом перебирая в голове грешки последних дней, раздумывая секунд 30 на тему того, стоит ли с собой брать сумку, поднимаюсь в переговорную. А там - собрание всех архитекторов (всей команды Ричарда - "талантливого" менеджера), на котором нам объявляют, что с текущего момента Ричард больше не работает в компании, как и один из архитекторов.
Вечером долго думаю над тем, сказать или нет новому менеджеру про "чёрную метку". Принимаю решение сказать: Сук всё равно донесёт, и, ушла ли бумага или нет в HR, всё равно всплывёт. Пусть лучше от меня узнает. Встретились потом, поговорили... я всё рассказала. Анита (новый менеджер) предложила начать всё с чистого листа. Конечно, я не возражала. Она потом разобралась, что Ричард успел всё-таки отправить бумажку в HR, попросила их убрать это оттуда. Потом Сук ещё месяц пыталась на меня "капать" уже моему новому руководству. Анита устала это слушать и поставила Сук на место: в ответ на постоянные стенания последней, что "Инна не страдает избытком энтузиазма в отношении работы над проектом" парировала, что сложно ожидать от человека подобной квалификации дикого восторга по поводу работы явно ниже её уровня. И вызволила меня из рабства, переключив на другую работу.
В этот момент терпение по поводу Делойта и организации работ кончилось и у бизнеса. И они накатали какую-то свою жалобу. Причём одну из "катавших" попросили высказываться поделикатнее, она возмущалась: "С какой стати я должна выражать это деликатнее?". Видимо, по итогам этой жалобы Сук сняли с нашего проекта. Тандем Сук-Ричард окончательно покинул компанию. 
Некоторое время спустя у меня опять появился новый менеджер. Сейчас, когда идёт период подведения итогов, и мы с ней обсуждаем отзывы о моей работе от коллег, с которыми мне в этом году довелось работать, и я смотрю на её старания задокументировать все мои лучшие достижения - я понимаю, как это всё-таки важно, иметь хотя бы вменяемого менеджера. Мне в моей 13-ти летней трудовой практике везло: Ричард был вторым из противоположной категории. И, хотя первой даме это было простительно (как мы потом все позднее выяснили, она страдала психическим заболеванием, которое некоторое время успешно скрывала), то Ричард-то был в здравом уме. Наверняка он был хорошим специалистом, но не каждый же может быть хорошим менеджером. Как позднее выяснилось, все архитекторы в той или иной мере стали жертвами непрофессионального управления (не понимали, что от них хотят, не получали никакой поддержки, и т.п.).  Надеюсь, наши с Ричардом пути больше нигде не пересекутся.

P.S. Пат расстроилась, что у неё не хватило терпения на пару недель дождаться знаменательного момента увольнения Ричарда (кто ж знал). Но... что сделано - то сделано.





суббота, 7 декабря 2013 г.

Семейные поликлиники и личные стоматологи

Меняла сегодня себе семейного врача, заодно и вспомнила, что на эту тему я ничего не писала совсем в свои "зелёные" иммигрантские годы.
Как водится, в первые три месяца пребывания в Торонто мы вообще не думали на эту тем, ибо не попадали под действие провинциальной медицинской страховки (правда, у нас была туристическая страховка на этот период - мало ли что). Потом я переломала ноги, и единственной поликлиникой, которая меня на тот момент в течение полугода интересовала, был Sunny Brook Hospital, куда мне нужно было являться на периодические рентгены и консультации (к счастью, на тот момент уже действовала провинциальная страховка).

воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Место, где зародился Монреаль

Хотя возле этого здания наша с мамой прогулка по старому Монреалю практически закончилась, именно с него хотелось бы начать повествование:
Pointe-à-Callière Museum построен ровно на том самом месте, где 371 год назад (в 1642 году) был основан Монреаль (в то время - Ville-Marie).
История основания Монреаля и борьбы за выживание французских колонистов очень хорошо представлена в документальной серии CBC Canada: A People's History. Тот период истории мне более-менее хорошо знаком (хотя в большей части меня всегда интересовали детали, связанные со Старым Светом - именно в поисках таких подробностей я с интересом перелистывала Советские энциклопедии в школьные годы), поэтому для меня прогулка была наполнена не только удовольствием от созерцания красивых зданий и узких улочек, но ещё и была полна смысла. Я часто ловлю себя на мысли, что, помимо просто созерцания чего-то прекрасного, для меня немаловажно ассоциировать исторический объект с какими-то известными мне событиями - только тогда сцена приобретает живые и насыщенные краски.
Если буду когда-нибудь ещё в Монреале - обязательно зайду и в сам музей, судя по информации с его сайта там очень интересные экспозиции. А в этот раз мы проходили мимо уже перед самым закрытием.
В успешность затеи основания святого города на земле дикарей в те времена никто не верил, и поселению не раз грозило исчезновение в силу различных причин. Если б не упорство основателей, веривших в свою святую миссию (а задание построить город они получили во сне от Девы Марии) - не стоять бы на этом месте ныне самому крупному городу провинции Квебек.

Подводный мир Ripley's Aquarium

В прошлые выходные посетили недавно открывшийся аквариум в Торонто. А что делать? На улице - далеко не май месяц, вот и остаётся только по крытым местам развлекаться.
Настоятельно рекомендую покупать билеты онлайн: очередь в кассу была очень впечатляющая (но мы её благополучно миновали, предъявив билеты на экране мобильного телефона). Внутри - тоже очень много народу:

Крайности взаимодействия

За текущий год в компании было много изменений. Несмотря на моё предвзятое отношение (ибо на моём положении они сказались пока не самым благоприятным образом), что-то изменилось и в лучшую сторону. К примеру, взяли на вооружение т.н. Итеративный подход (Agile Project Management). Хорошая методология, применённая с умом, может помочь команде достичь блестящих результатов. Главное - не переусердствовать. Но... Agile секты у нас теперь везде и всюду, даже в тех проектах, где, как минимум, надо оставлять хоть какие-то элементы традиционного управления проектами. Но пост не о том, а о том, как нас всех пытаются заставить эффективно взаимодействовать. Кругом организованы пространства для "командной работы". И эти пространства можно найти в самых неожиданных местах. К примеру, напротив единственного на этаже женского туалета:
Как думаете, многие решаются зайти в туалет при том, что в этой зоне практически всегда сидят рабочие группы? Правильно, немногие. Поэтому пользуемся туалетами на 2-м и 4-м этажах. 
Другая крайность нас ещё ждёт впереди: если сейчас перегородки между рядами скрывают от вас коллегу напротив полностью, то в ближайшем будущем все будут сидеть лицом к лицу, причём довольно плотно. И по фиг нам на возрастающий в разы риск распространения инфекционных заболеваний (подумаешь, пол офиса сляжет из-за одного кашляющего сопливчика) и снижающуюся в разы работоспособность (сложно сосредоточиться, когда кругом все жужжат). Главное - взаимодействие!